«НЕ ДАДИТЕ ПИРОГА, ВЫВЕДЕМ КОРОВУ ЗА РОГА». КАК НА УРАЛЕ ГОТОВИЛИСЬ К РОЖДЕСТВУ ЗАДОЛГО ДО ЕГО ПРИХОДА
Еще не так давно в Нижнем Тагиле существовал обычай в Филиппово заговенье (27 ноября) в канун Рождественского (Филиппова) поста – стряпать пельмени. В этот день – последний день мясоеда – ребятишки бегали по улицам с бурачками и напевали под окнами соседей и родственников:
Подайте заговенчика,
Подайте пирога.
Не дадите пирога,
Выведем корову за рога.

Корова Верная. Колхоз «Победа». Пригород Нижнего Тагила. Фото из коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Хозяева, выйдя из дому, одаривали детей пельменями, и те, отведав их, бежали к следующему дому. Этот обычай сохранялся в Нижнем Тагиле до начала 20-х годов ХХ столетия.
На следующий день наступал последний многодневный пост в году. Он продолжался сорок дней, с 28 ноября по 6 января, и поэтому в Церковном уставе носит название Четыредесятница, как и Великий пост. Другое его название – Филиппов пост – связано с тем, что он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа (27 ноября). А из-за наступления холодов его также называли «холодным» или «студеным».
Рождественский пост, как и любой другой продолжительный пост в году, необходим для того, чтобы человек мог глубже и полнее ощутить предстоящий церковный праздник. Для верующего человека главная цель поста – побороть свои грехи и сделать встречу со Христом в праздничный день по-настоящему значимой. Это достигается через усиленную молитву и сознательное воздержание: отказ от мясной, молочной, а в некоторые дни поста и рыбной пищи. Во время поста человек должен сосредоточиться на вопросах духовной жизни: чаще посещать богослужения, исповедоваться и причащаться, примириться с ближними и всеми силами постараться исправить свою жизнь.

Икона «Рождество Христово». Неизвестный мастер итальянской школы. Дерево, паволока, левкас, темпера. Первая половина XIX века. Из коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

Икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад» с 12-тью клеймами. Дерево, паволока, левкас,
темпера по золоту. Первая половина XIX века. Из коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
В Евангелии говорится, что перед началом своей трехлетней проповеди в Галилее и Иудее Христос удалился от людей и сорок дней и ночей провел в строгом посте. Подобно ему, Моисей постился сорок дней перед тем, как получить от Бога десять заповедей на горе Синай. Пророк Илия также сорок дней шел без еды и питья к горе Хорив, где встретился с Богом.
В конце сорокадневного поста Спасителя пытался искусить дьявол, полагая, что физическое истощение сделает Иисуса уязвимым. Однако, напротив, духовно Господь укрепился и смог преодолеть все искушения. Христос показал, что пост является мощным оружием против дьявола, и подготовился к своему служению.
В раннехристианские времена пост, который сейчас называется Рождественским, предшествовал празднику Богоявления. В это время христиане понимали под Богоявлением явление Бога в мир, то есть праздник Рождества Христова. Праздник же, который мы сегодня отмечаем как Богоявление (Крещение Господне), был частью этого единого, многодневного торжества и встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.
Единство Рождества и Крещения Господня в прошлом прослеживается и в богослужебном устройстве (обе службы начинаются с великого повечерия), и в особой подготовке к ним. Накануне каждого из этих праздников, в так называемый сочельник или навечерие, пост становится особенно строгим. В монастырях принято полностью отказываться от пищи, а миряне стараются максимально ограничить ее количество. В эти дни в Церкви проводятся торжественные богослужения. Если сочельник выпадает на будний день, совершаются «царские часы» – более продолжительные службы с чтениями из Ветхого Завета (паремиями), Апостола и Евангелия. Название «царские» связано с тем, что в древности на них присутствовали царствующие особы. Вечерня, которая против обыкновения служится утром, плавно переходит в литургию Василия Великого, подобно тому, как это происходит в Великий Четверг Страстной седмицы.

Книга «Священное Евангелие»». М., Синодальная тип., 1904 год.
Из коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

Книга «Октоих» для церковного богослужения. Ч.2 М., Печатный двор 1638 год.
Из коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Изначально Рождественский пост не был таким продолжительным, как сейчас. У одних христиан он длился неделю, у других – немного дольше. Сорокадневный пост, по всей видимости, был установлен после Константинопольского собора 1166 года. Тогда Константинопольский Патриарх Лука, признав отсутствие строгого правила, постановил «последовать неписаному церковному преданию» и поститься «от 15 дня ноября (28 ноября по новому стилю)». Согласно церковному уставу – Типикону, в течение всего Рождественского поста предписывается воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов.
- Понедельники (до 19 декабря): разрешается горячая пища без масла.
- Вторник, четверг, суббота, воскресенье: разрешается рыба и постная пища с растительным маслом.
- Среда и пятница: традиционно самый строгий пост – сухоядение (употребление овощей, фруктов, хлеба).
Однако, если на среду или пятницу выпадает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), разрешается рыба.
После 19 декабря и до предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только по субботам и воскресеньям, а пост в остальные дни становится более строгим. В дни предпразднства рыба запрещена полностью, а пища с маслом разрешена лишь по субботам и воскресеньям. В сочельник (с вечера 5 января до вечера 6-го) принято соблюдать пост до первой звезды. После ее появления на стол подают сочиво – пшеницу или рис, сваренные в меду с добавлением изюма и сухофруктов.
Вслед за Холодным постом наступало долгожданное Рождество Христово, когда Господь пришел в мир и подарил людям свою совершенную отеческую любовь, спасение от дьявола и вечную жизнь во Христе.
Бурак тагильский. Береста, роспись. Конец XIX века. Из коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Самовар – кастрюля для варки пельменей. Конец ХIХ – начало ХХ веков.
Из коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Бурак тагильский. Береста, роспись. Конец ХIХ века. Из коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Антон Владимирович Васенев,
научный сотрудник Этнографического комплекса Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»