СПОРТ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
В предыдущей части статьи мы рассказали о спортсменах, с оружием в руках отстаивавших свободу и независимость нашей Родины на полях сражений. Однако, не все спортсмены ушли на фронт и многие остались в тылу.
Не все ушли на фронт. Кто-то должен был учить воевать тех, кто остался. И эту роль взяли на себя спортсмены.
Кто-то не подошел по возрасту или по какой-то другой причине не смог попасть на фронт. Спортсмены, чаще всего девушки и подростки, обучали будущих бойцов приемам рукопашного боя, преодолению полосы препятствий и гранатометанию.

Обучение стрельбе. 1941‒1945 годы. Фото из открытых интернет-источников
Уже на третий день войны Всесоюзный совет по физической культуре и спорту при СНК СССР издал приказ о том, чтобы все спортивные общества страны переключились на обучение граждан военным специальностям.
Стадионы вместо соревнований, залы вместо тренировок. Вся спортивная инфраструктура страны была перепрофилирована за три дня.
В конце июля 1941 года Народный комиссариат просвещения РСФСР ввел военно-физическую подготовку в старших классах школ, в средних специальных и высших учебных заведениях.
В годы Великой Отечественной войны физкультурные организации обеспечивали массовую военно-физическую подготовку резервов армии. Для организации и проведения физкультурных занятий в органы Всеобуча (в сентябре 1941 года было введено всеобщее воинское обучение трудящихся) были направлены городским ФКиС наиболее опытные преподаватели физической культуры.
Все относительно дееспособное население страны в возрасте от 16 до 50 лет прошло военно-спортивное обучение. Коммунистический союз молодежи (комсомол) и Осоавиахим с энтузиазмом стали повсеместно создавать кружки, секции и школы военно-физической подготовки.
Все спортсооружения (стадионы, спортивные площадки, гимнастические залы, водные станции, плавательные бассейны и др.) были предоставлены в распоряжение районных военкоматов для обучения призывников и новобранцев народного ополчения преодолению препятствий, рукопашному бою, метанию гранат, передвижению на лыжах, преодолению водных преград с полной боевой выкладкой.

Занятия по метанию гранаты. 1941‒1945 годы. Фото из открытых интернет-источников
Массовое обучение призывников и новобранцев потребовало, кроме имевшихся штатных инструкторов-специалистов, значительного количества общественных инструкторов, которые проходили специальную подготовку на срочно организованных обществом семинарах-курсах. Многие ведущие спортсмены добровольно поступали на эти семинары и становились инструкторами-общественниками.
После 12 часов у станка – занятия по штыковому бою. Так жил и готовился к обороне каждый советский город.
В годы войны на каждом предприятии был организован ВУП – военно-учебный пункт. Заводские рабочие после того как 11‒12 часов отстояли у станка, обязаны были прийти в военно-учебный пункт сразу же после смены или на следующий день. На первых порах их обучали ловко бросать гранату, быстро преодолевать препятствия, знакомили с приемами рукопашного боя: обучали сражаться в ближнем бою штыком и подручными средствами.

Обучение приемам самбо (самооборона без оружия). 1941‒1945 годы. Фото из открытых интернет-источников
С осени 1941 года в программе Всеобуча основным уроком стала лыжная подготовка: обучение строевым приемам с лыжами и на лыжах, способы передвижения на лыжах, преодоление препятствий и воспитание выносливости у бойцов.

Иллюстрации из журнала «За оборону». Ноябрь 1942 года.
Фонды Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
В 1942 году в комплекс ГТО некоторые нормы были заменены требованиями военно-прикладного характера: знание топографии, санитарная помощь, изучение оружия, кроссовый бег и прыжки, переправа вплавь, переползание, штыковой бой, метание гранаты из положения лежа и многое другое.



Иллюстрации из журнала «За оборону». Ноябрь 1942 года.
Фонды Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Первое время обучение проходило в сложных условиях: посещаемость занятий была низкой, помещений для занятий не было, литературы недостаточно, потенциальные бойцы/слушатели курсов нередко задерживались на производстве. И только благодаря энергичной работе командования посещаемость занятий с каждым днем повышалась, дисциплина укреплялась.
Задачи, стоявшие перед военно-учебным пунктом, сводились к тому, чтобы привить потенциальным бойцам навыки и дать знания по строевой и физической, по огневой, химической и саперной подготовке. Одним словом, сделать из граждан бойцов, готовых ко всему, с чем придется встретиться в боевой обстановке.
Истории тагильских спортсменов
Тагильская спортсменка Зинаида Григорьевна Шамина была одной из тех, кто в годы войны оставался в тылу и обучал призывников и новобранцев военному делу. Шамина окончила Пермский мединститут, в 1932 году – Московский институт физкультуры. С 1933 по 1941 годы Зинаида Шамина преподавала физкультуру в школе № 1 в Нижнем Тагиле. С 1941 по 1943 годы была военным руководителем, в 1944–1945 годах – инспектором гороно, а также работала преподавателем физкультуры в школах Нижнего Тагила.
За вклад в Победу в Великой Отечественной войне Зинаида Григорьевна награждена орденами и медалями. Позднее она вспоминала:
«Когда началась Великая Отечественная война, преподавателей физкультуры школ города мобилизовал горвоенкомат на подготовку по 110-часовой программе военного дела. Когда закончили учебу и сдали экзамены, нам присвоили звания военных руководителей (военруков) в школах и после утверждения моей кандидатуры на бюро Ленинского райкома ВКП(б) я приступила к работе в звании старшего военрука в школе № 1. Учащиеся-мальчики 9–10 классов после прохождения программы военного обучения летом 1943 года были отправлены на фронт. В феврале 1944 года я была переведена работать в гороно инспектором военно-физической подготовки и заведующей военно-методическим кабинетом. Проводила командирскую учебу с военными руководителями школ города и инспектировала работу школ по военно-физической подготовке. В моем подчинении находилось 54 человека (военруки). Состав был очень пестрый и по образованию, и по воинскому званию. Были с 4 классами образования, и с техникумов, были и рядовые, и старшие лейтенанты. Работать с ними было очень интересно».

З.Г. Шамина, тагильская спортсменка, в годы Великой Отечественной войны – инспектор военно-физической подготовки и заведующая военно-методическим кабинетом в городском отделе народного образования Нижнего Тагила. 1920-е годы. Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Другой тагильский спортсмен, ветеран тагильского спорта горнолыжник Геннадий Николаевич Новожилов:
«Спортом начал заниматься с 12 лет. Учился я в школе № 30. Там мне тоже повезло – преподаватель по физкультуре попался хороший – Софья Макаровна Попова. В 1941 году я закончил 7 классов. Родители взяли мне на лето путевку в пионерский лагерь, что находился на территории санатория «Руш». 2 июня открыли лагерь, а 23-го числа нас уже выселили с чемоданчиками – война! Освободили помещения под госпиталь. Мужчины-преподаватели сразу же ушли на войну. А женщин-спортсменок разбросали по госпиталям проводить лечебную гимнастику с выздоравливающими. Нашу Софью Макаровну тоже забрали. А кто в школе преподавать будет? Вот меня и выдвинули на ее место. Прошел какие-то курсы. Удостоверение имею за 1941 год от гороно. В 1942 году я окончил еще одни курсы – инструкторов по лыжам, стал вести тренерскую работу на общественных началах. А ведь еще самому учиться надо было! И вдруг – учитель, ученик и тренер одновременно».

Г.Н. Новожилов, тагильский спортсмен, горнолыжник, в годы войны – преподаватель физкультуры,
инструктор по лыжному спорту и тренер-общественник
С приближением зимы программа изменилась. Она стала включать военно-лыжное дело (овладение способами передвижения на лыжах: подъем на гору, спуск с горы, преодоление препятствий и метание гранаты из различных положений).
Вот фрагмент из статьи, опубликованной в газете «Тагильский рабочий». Автор заметки В. Игнатьев, секретарь комитета комсомола металлургического завода писал:
«Особо важное значение приобретает лыжный кросс в нынешнем году, когда советский народ ведет ожесточенную Отечественную войну с фашистскими ордами. В сражениях зимой победа достается тому, кто лучше овладел искусством передвижения и боя на лыжах. Без умения ходить на лыжах, без умения применять свое оружие с лыж, трудно, почти невозможно, вести успешные военные действия. Поэтому сейчас широко нужно развернуть пропаганду лыжного спорта и разъяснить его военно-прикладное значение. Необходимо добиться, чтобы не только каждый юноша и девушка, но и каждый пожилой рабочий и работница умели ходить на лыжах».


Иллюстрации из журнала «За оборону». Ноябрь 1942 года.
Фонды Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Как итог, на всех предприятиях и в коллективах физкультуры шло обучение военно-лыжному делу. Автору приведенной выше статьи вторил секретарь горкома ВЛКСМ товарищ Мышкин, который 24 ноября 1942 года обратился с призывом к спортсменам города: «Каждый комсомолец-лыжник готовит бойцов-лыжников. Это дело сегодняшнего дня, дело каждой комсомольской и спортивной организации».


Иллюстрации из журнала «За оборону». Ноябрь 1942 года.
Фонды Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
«Снежная кавалерия» – так почтительно называли лыжные батальоны. Зимой 1941-го они стали настоящим кошмаром для фашистов.
Военные лыжники (их именовали по-разному: «лыжные формирования», «лыжные отряды», «боевые лыжники», «лыжные войска», «снежная кавалерия») – это формирования стрелковых войск (пехоты), использующие лыжи зимой для ведения боевых действий или в повседневной деятельности при передвижениях зимой. По скорости и дальности передвижения в условиях заснеженной местности они были сравнимы с лёгкой кавалерией.
Лыжи использовались в военной сфере разными странами в военном деле давно. Советский Союз активно применял лыжные войска во время Великой Отечественной войны 1941‒1945 годах, в особенности в ходе контрнаступления под Москвой зимой 1941‒1942 годов. Тогда на передовой действовало более 30 советских специальных лыжных батальонов, в которых сражались лучшие спортсмены страны. Благодаря им Красная Армия сумела применить опыт финской войны 1939‒1940 годах. Это коснулось, в первую очередь, маневренных боевых действий зимой, экипировки и снабжения войск. Так, советское командование, испытывая нехватку в броневой технике, применяло в качестве войск прорыва, где это было возможно, кавалерию и отдельные лыжные бригады, которые, опираясь на приобретенный в «зимней войне» опыт, обходили фланги противника.


Иллюстрации из журнала «За оборону». Ноябрь 1942 года.
Фонды Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Под Ленинградом партизанские отряды из числа студентов-лыжников вели военные действия, используя свои умения и навыки в лыжном спорте и других военно-прикладных видах спорта. Враги прозвали эти отряды «лыжной смертью». Только за первый год войны они уничтожили около 3 тысяч солдат и офицеров противника, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с войсками и военными грузами, совершили нападение на 24 вражеских аэродрома. Постановлением № ГКО-613сс от 2 сентября 1941 года в Уральском военном округе было предписано сформировать 14 запасных лыжных полков.


Иллюстрации из журнала «За оборону». Ноябрь 1942 года.
Фонды Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
«Уральские черти» и «снежные призраки». Почему немцы так боялись наших лыжников?
Отдельные лыжные батальоны (ОЛБ) формировались осенью 1941 года в Челябинске, Перми, Кургане, Свердловске и Златоусте. Батальоны формировались из числа спортсменов, сибиряков-охотников, матросов Тихоокеанского флота. Другими словами, это были подразделения особого назначения, которые могли сутками зимой жить в полевых условиях. Они имели достаточный запас боеприпасов и продовольствия, имели связь. В их составе сражались люди, отобранные по особым моральным качествам, на которых можно было положиться. За короткое время части получили хорошую военную подготовку и участвовали в боях на Волховском и Ленинградском фронтах, под Москвой и в Карелии. Они переходили линию фронта и выполняли разведывательные задания в тылу, приводили «языков», обеспечивали прикрытие флангов, а также осуществляли эстафетную связь между воинскими частями. Бойцов ОЛБ немцы часто называли уральскими «снежными призраками» или «уральскими чертями» за их стремительные рейды по вражеским тылам, выносливость, мужество и героизм.

Марка, посвященная советским военным лыжникам. Фото из открытых интернет-источников
На Урале до сих пор помнят лыжные части, сформированные в годы войны. Был создан Совет ветеранов Уральских лыжных батальонов, музей Уральских лыжных батальонов, также проводятся соревнования на приз Совета ветеранов.
В годы войны Областному комитету по физкультуре и спорту было поручено наладить производство лыжного инвентаря для фронта, откуда ранее поступило сообщение о низком качестве лыж – у них ломались носки (загнутая часть лыж). Для решения проблемы были привлечены специалисты Московского института физкультуры. Дефект после проведения многочисленных опытов удалось выявить и устранить.
Из журнала «За оборону», ноябрь 1942 год:
«Наступила вторая военная зима. Поля битв покрылись снегом. Воины Красной Армии становятся на лыжи. Снежная кавалерия – так почтительно иногда называют у нас лыжные отряды. Это определение близко к истине. Как и прославленные русские конники (кавалеристы), они столь же подвижны, стремительны, неуловимы, их удары столь же сокрушительны и всегда дерзки и неожиданны. Опыт Отечественной войны учит, что зимой бойцы, передвигающиеся на лыжах, играют исключительно важную роль. Успешно воевать зимой без лыж нельзя. Вот почему подготовка бойца-лыжника сейчас – важнейшая задача учебных формирований Осоавиахима».
Но спортсмены помогали не только на учебных пунктах. Их работа в госпиталях творила чудеса, возвращая в строй до 70% тяжелораненых.
Физкультурники и спортсмены в годы войны оказывали помощь раненым участникам войны, находившимся на излечении в госпиталях, строили при госпиталях летние спортивные площадки, а специалисты физической культуры проводили занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) среди раненых, получившей в годы Великой Отечественной войны небывалый размах. Отделения ЛФК в сочетании с трудотерапией были размещены во всех прифронтовых и тыловых госпиталях.

Больничная палата эвакогоспиталя №2550 с ранеными военнослужащими. Фото 1942 года.
Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Благодаря широкому использованию методов лечебной физкультуры, массажа и трудотерапии более 70% тяжелораненых бойцов полностью восстановились и вернулись в строй. Этот результат не имел аналогов в мировой военной медицине.
Не прошло и месяца с начала войны, как на Урал стали поступать правительственные телеграммы о приеме оборудования и работников эвакуируемых заводов с западных территорий страны.
В 1942 году в Свердловск, в числе ряда других из западных регионов страны предприятий и учреждений, был эвакуирован Московский институт физической культуры и спорта. Незадолго до прибытия института руководству области поступила срочная телеграмма с распоряжением организовать прием учебного заведения. Председателю областного комитета по физической культуре и спорту Е.А. Найдину поручалось срочно разместить институт в помещении Свердловского техникума физкультуры. Здесь коллектив института продолжил учебный процесс, и все девушки-выпускницы с 1941 по 1944 годы были направлены в военные госпитали инструкторами ЛФК, а юноши служили в воинских частях инструкторами боевой и физической подготовки.
Эвакуация Московского института в Свердловск была обусловлена тем, что в город начали поступать раненые. Многие школы были переоборудованы под госпитали, перед которыми была поставлена задача: вернуть на фронт или к станку как можно больше тяжелораненых бойцов и офицеров.
Лечебная физкультура (ЛФК) имеет долгую историю. Еще в 1928 году в Центральном институте физкультуры в Москве была открыта кафедра ЛФК. Здесь были собраны ведущие специалисты столицы. Эвакуированные на Урал, они с первых дней появления в Свердловске включились в работу госпиталей.
Вот что об этом вспоминает кандидат медицинских наук Н.Н. Макеева:
«Если взять в целом по стране, то свыше 73% раненых бойцов и офицеров удалось вернуть в ряды действующей армии, в этом огромная заслуга специалистов по ЛФК, работавших с командами выздоравливающих. Одним из организаторов этой работы являлась к.м.н. К.И. Сальникова, работавшая в госпитале, на базе которого позднее был создан Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии». Труды инструкторов ЛФК не пропали даром: лечебная физкультура доказала свою эффективность. Были оборудованы кабинеты лечебной физкультуры и в госпиталях, размещенных в Нижнем Тагиле, где так же работали с ранеными тагильские спортсмены и спортсменки».

С.М. Попова, тагильская спортсменка, инструктор по лечебной физкультуре в госпитале №1150.
1930-е годы. Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
«Радоваться надо, что у нас безногие по лесенкам бегают!» – так говорили в тагильских госпиталях, где раненые с протезами бегали по лестницам.
Одна из тагильских спортсменок, София Макаровна Попова, позднее вспоминала:
«В июне 1941 года я работала инструктором физкультуры в пионерском лагере на Руше. Торжественное открытие лагеря ожидалось 22 июня. Я с пионерами готовила массовое спортивное выступление. Но лагерь открыт не был. Началась война. Ребята разъехались по домам. А дом отдыха «Руш» был оборудован под госпиталь для приема раненых и их лечения. В городе открывались новые эвакогоспитали. Для работы в этих госпиталях методистами ЛФК горвоенкоматом были мобилизованы преподаватели физкультуры школ города. Мне пришлось работать в 3-й горбольнице. Нашим преподавателям физкультуры пришлось переключаться на работу по ЛФК. Вместо детей – занятия со взрослыми, да еще и ранеными. Конечно, это было нелегко. Ведь опыта работы по ЛФК у нас не было. Эвакопункт № 13 организовал для нас семинар по ЛФК. Перед нами была поставлена задача: способствовать путем физических упражнений скорейшему выздоровлению раненых и возвращению бойцов в строй. С ранеными проводилась утренняя гигиеническая гимнастика. Ходячие раненые с однородными ранениями занимались в кабинете ЛФК. На занятиях использовались гимнастические стенки, палки, обручи, булавы, мячи, качалки, эспандеры, блоки и другое оборудование. С лежачими больными занятия проводились в палате. А с выздоравливающими – занятия лыжным спортом, легкой атлетикой и волейболом. Они охотно этим занимались».
3 января 1943 года прошли лыжные военизированные соревнования эвакогоспиталей(ЭГ) в Нижнем Тагиле. 1-е место занял ЭГ №3741.
В 1944 году прошли отборочные соревнования эвакогоспиталей по лыжам. Участвовало 14 человек раненых и медперсонала на дистанции 3 и 5 км. 1-е место завоевал ЭГ №1150.
Снова воспоминания Софии Макаровны Поповой:
«Между госпиталями нашего города проводились соревнования выздоравливающих раненых и медперсонала по лыжам, легкой атлетике, перетягиванию каната. Команда эвакогоспиталя, в котором я работала, всегда занимала первые места (на соревнованиях между эвакогоспиталями). Грамоты, выданные городским комитетом по физкультуре и спорту (ГКФКиС), хранятся в музее. Кроме городских соревнований, сборная команда из раненых и медперсонала принимала участие в областных соревнованиях эвакогоспиталей. Помню, как в январе 1943 года мы проводили лыжные соревнования. От нашего госпиталя участвовали раненые Муравьев, Карпов, Брезгин, Чапанов. Некоторые из них были еще далеки до выписки. Я, конечно, не думала, что мои победят, но дистанцию в 5 км прошли с хорошим результатом. Почетная грамота стала нашей реликвией. Многие выписавшиеся из нашего госпиталя потом пополнили лыжные батальоны. Порой доходило до курьезов. Однажды на линейке у начальника госпиталя врач Галина Кирилловна Крупадер как-то обидчиво говорит мне: «Что это, Софья Макаровна, ваши подопечные так по лестнице носятся, чуть меня сейчас с ног не сбили!» А речь-то шла о раненом, который был на протезе. Меня и Валериан Васильевич поддержал. Радоваться, говорит, надо, что у нас безногие по лесенкам бегают».
В фондах Нижнетагильского музея-заповедника хранится Приказ №15 по ЭГ №1150 от 27 января 1944 года:
«Проводимые лыжные соревнования между госпиталями Нижнего Тагила показали, что коллектив участников в лыжных соревнованиях от ЭГ №1150 занял первое место. Это свидетельствует о том, что работник физкультуры товарищ Попова С.М. уделяла большое внимание в деле подготовки и организации лыжной команды, а также сам коллектив со всей серьезностью отнесся к разрешению данного мероприятия».

Работницы кабинета лечебной физкультуры госпиталя № 1150. 1943 год.
Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Участникам соревнований: Поповой С.М. – методисту ЛФК, Черновой – медсестре, Пенкиной – медсестре, Власовой – медсестре, Барборину – раненому больному, Фоменко, Сальникову, Дмитриеву, Федорову, Афиногенову, Королеву, Югову, Корпачеву, Пунтусу, Салопаеву – объявляю благодарность. Я надеюсь, что и впредь работник физкультуры и физкультурный коллектив будет держать первенство по физкультурным мероприятиям. Начальник ЭГ №1150».
В первые месяцы войны спортивная жизнь замерла – слишком силен был шок от всего случившегося, было не до этого. Многие спортсмены ушли на фронт. Все, кто не ушел на фронт, были измотаны тяжелой работой. По этой причине занятия в спортивных секциях и клубах в первые месяцы войны проходили нерегулярно. Казалось бы, о проведении соревнований и думать было нечего. Однако не случайно, спорт – это дело здоровых и сильных, в том числе духом, людей, а потому не сразу, но спортивная жизнь в стране возобновилась.

Участницы эстафеты в Москве. Весна 1942 год. Фото из открытых интернет-источников
Футбол в блокадном Ленинграде и Кубок Москвы, когда немцы стояли у ворот. Это был спорт как акт духовного сопротивления.
Всего за годы Великой Отечественной войны было подготовлено 70 тысяч 297 спортсменов-разрядников, 19 тысяч 386 пловцов, 90 тысяч 322 лыжника. Кроме того, ежегодно готовились инструкторы-общественники по лыжам, плаванию, рукопашному бою.
В 1943 году в Советском Союзе вновь стали проходить соревнования по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, лыжному, конькобежному, велосипедному спорту, тяжелой атлетике и рукопашному бою. По многим видам спорта проводились массовые комплексные соревнования. Наиболее значительные из них – спартакиады республик Закавказья, Средней Азии, Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Эстафета на приз газеты «Комсомольская правда». Нижний Тагил. 1943 год.
Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Летом 1944 года был разыгран Кубок СССР по футболу. Спортивные соревнования проходили не только в тылу, но и в прифронтовой полосе – прямо под носом у фашистов. 6 мая 1942 года на футбольном поле ленинградского стадиона «Динамо» состоялась встреча команды динамовских мастеров и сборной Ленинградского военного гарнизона. Конечно же, фашисты знали об этой игре в осажденном ими городе: радиорепортаж с поля велся на русском и немецком языках. Его могли слышать все желающие – и в городе, и на передовой. Реакция немцев была конкретной: снаряды рвались вблизи стадиона, а едва закончился матч, в небе появились вражеские бомбардировщики. Никто из футболистов и зрителей не пострадал.
Композитор, автор знаменитой 7-й симфонии, посвященной блокадному Ленинграду, Дмитрий Шостакович писал: «Футбол в полумертвом городе. Он воспринимался как вызов судьбе. Он рождал радость, ощущение силы и прочности. Он давал нам всем самое нужное, самое необходимое в те минуты – новую порцию веры».
Этот ленинградский футбольный матч – далеко не единственный пример мужества и духовной стойкости советских спортсменов. В декабре 1941 года, когда немцы стояли совсем близко от столицы, был разыгран Кубок Москвы по русскому хоккею, на катке Пионерского клуба прошли конькобежные соревнования. Чуть ранее, в ноябре, в Москве состоялся шахматный чемпионат.
В годы войны в стране не прекращались соревнования разных уровней по многим видам спорта. За период войны были установлены 180 всесоюзных рекордов, 39 из которых превышали мировые.
В Нижнем Тагиле уже 4 января 1942 года состоялась военизированная эстафета – новогодний праздник тагильских физкультурников. 11 января – в Ленинском районе – лыжный массовый кросс. Участвовало 400 человек. 22 февраля – лыжные соревнования в честь XXIV годовщины Красной Армии. Занятия в спортивных секциях и клубах проходили нерегулярно: все, кто не ушел на фронт, были измотаны круглосуточной работой без выходных дней.
Одной из лучших спортсменок Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны была Мария Федоровна Сулейманова-Шакирова.

М.Ф. Сулейманова-Шакирова, тагильская спортсменка, медсестра, в годы войны – инструктор в военно-учебном пункте по штыковому бою. 1960-е годы. Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
После войны она вспоминала:
«Лыжным спортом и легкой атлетикой начала заниматься в 1937 году в школе медсестер при 2-й городской больнице. В 1938 году команда «Медик» выступала на областном (краевом) первенстве уральских медицинских работников в Перми на базе «Крылья Советов». Тогда в валенках, с мягкими креплениями, кроме преподавателя физкультуры, фельдшера школы Абрамовой Нины Петровны. У нее лыжи были качественные, ботинки «Пьекси». В этом же году мы выступали на первенстве профсоюза Медсантруда в Невьянске и попали в состав сборной области».
По окончании школы медсестер Мария Федоровна была направлена горкомом профсоюза Медсантруда на учебу в Свердловский техникум физкультуры. В 1940 году она вернулась домой в Нижний Тагил, не окончив техникум, поступила работать, продолжила заниматься лыжным спортом, легкой атлетикой. В годы войны была общественным инструктором в военно-учебном пункте по штыковому бою, где обучала штыковому бою бойцов. Принимала участие в учебно-тренировочных сборах лучших лыжников города, которые проходили в Свердловске в парке культуры и отдыха. Всего стартовало 17 женщин и 15 мужчин.
С 16 по 18 января 1944 года в Свердловске в Парке культуры и отдыха прошло первенство Свердловской области по лыжным гонкам, в программу которой вошли эстафета 3 по 3 км, гонка на 10 км, профсоюзно-комсомольский кросс лыжников. В марте 1945 года на Уктусских горах прошло первенство СССР по горным лыжам.
В годы войны очень распространенным явлением стало проведение в зимний сезон эстафет с боевой выкладкой в противогазе и рокковской (РОКК – Российское общество Красного Креста) сумкой. Такая эстафета прошла в Нижнем Тагиле 9 декабря 1942 года и послужила открытием зимнего сезона 1942/43 гг.
Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны Георгия Илларионовича Дорошева:
«В конце 1944 года я приехал в Нижний Тагил. После ранения служил в одной из тагильских военных частей до 1946 года. Нас, воинов Советской Армии, собрали командиры гарнизона и сказали, что нужно организовать спортсменов и готовить на спартакиаду УрВО. Особенно серьезно нужно подойти к организации футбольной команды. В то время на УВЗ уже были сильные команды. Игроки были в основном из эвакуированных и работающих на УВЗ из таких городов как Харьков, Москва, Ленинград. Мы тоже собрались из разных частей и госпиталей, начали готовиться, создался прекрасный коллектив. Это были солдаты из разных городов страны, до войны игравших в футбол. Проводили товарищеские матчи. В 1945 году вновь возродились футбольные команды на Ново-Тагильском металлургическом заводе, Высокогорском механическом заводе, тресте «Тагилстрой» и других. Наша команда приняла участие в первенстве УрВО в 1945 году, выиграли первое место, за что командование поощрило нас отпуском на месяц».
Многие спортсмены-фронтовики, вернувшись в спортивный строй, настойчиво тренировались и вскоре добились больших успехов в ответственных турнирах. В Нижнем Тагиле спортсмены, вернувшиеся с войны, посвятили себя еще более благородному делу.
Война еще не кончилась, но страна уже думала о будущем. В 1944 году в Нижнем Тагиле открылась первая детская спортивная школа.
1944 год. Еще не окончилась Великая Отечественная война, а государство восстанавливало разрушенное народное хозяйство, города, села, заводы и фабрики и заботилось о подрастающем поколении ребят. В 1944–1945 годы в Нижнем Тагиле была открыта первая в городе детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) при городском отделе народного образования.

Преподаватели, тренеры и учащиеся первой в Нижнем Тагиле детско-юношеской спортивной школы.
1940-50-е годы. Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Перед спортшколой были поставлены задачи:
- подготовить преданных Родине, всесторонне развитых юных спортсменов, активных строителей коммунистического общества;
- подготовить квалифицированных спортсменов высших разрядов, инструкторов-общественников и судей по видам спорта для организации массовой спортивной работы в общеобразовательных школах.
Было открыто отделение хоккея и футбола, лыжного спорта, легкой атлетики, гимнастики, фехтования, бокса, конькобежного спорта. Тренерами и преподавателями в первой тагильской спортивной школе были тагильчане-фронтовики, в числе которых братья Коротковы и Павел Степанович Шамин, о которых мы рассказывали во второй части статьи. Учащиеся первой тагильской спортивной школы принимали участие в городских и областных соревнованиях по различным видам спорта и неоднократно занимали первые места в областных соревнованиях, в том числе и благодаря своим тренерам-фронтовикам.

Команда нижнетагильской детско-юношеской спортшколы. Тренер – участник Великой Отечественной войны Павел Иванович Коротков. 1949 год. Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Одни сражались на фронте, другие – в тылу. Но и те, и другие делали одно дело: всеми силами приближали Победу.
Спортсмены Советского Союза, и в их числе – тагильские спортсмены, с честью выдержали суровое испытание войной. Одни из них с оружием в руках сражались на переднем крае, совершая чудеса мужества, стойкости и бесстрашия, и в тылу врага, взрывая мосты и пуская под откос поезда противника и нанося тем самым серьезный урон противнику. Другие, находясь далеко от линии фронта, трудились на заводах, обучали военному делу новобранцев и способствовали скорейшему выздоровлению раненых и возвращению их в строй. И те, и другие делали одно общее дело: всеми силами приближали Победу, а потом, уже вместе, они продолжили мирный труд, передавая новому, уже послевоенному, поколению спортсменов свои опыт и знания.
Мария Раисовна Габтрахманова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»