Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность
Худояровские чтения 2025
e4dffde804560a25818e8f9c14bb1de4.png


Научно-практическая конференция «Худояровские чтения» проводится с 2004 года по инициативе Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна - филиала ФГБО «МГХПА им. С.Г. Строганова», при поддержке Администрации Нижнего Тагила и Ассоциации художественных промыслов России.


Основные цели проведения:


- обсудить проблемы, существующие в секторе традиционных ремесел и народных промыслов, а также проблемы художественного образования;


- проанализировать исторический и современный опыт развития промыслов Урала и России, наметить пути развития индустрии ремесленничества, способствовать развитию традиционного Тагильского промысла – лаковой росписи по металлу, появившемуся в начале XVIII века.



«Худояровские чтения» в настоящее время стали важным событием в культурной и научной жизни не только Урала, но и России в целом, так как проблема сохранения и развития традиционных промыслов все больше осознается в современной России как фактор формирования национального самосознания.



Всю актуальную информацию можно найти здесь:



ссылка на скачивание файла pdf:


https://museum-nt.ru/upload/medialibrary/615/21e35b9ccr20z2y0s3v6lkbh4cr4e2la.pdf


ссылка на скачивание файла в word:


https://museum-nt.ru/upload/iblock/b09/182e5l2pesx5jkwwoej6wwxfvwlya7w2.docx


 


 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО № 1




Администрация города Нижний Тагил
МБУК Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строгонова»



Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» приглашает принять участие в XII Всероссийской научно-практической конференции «Худояровские чтения», которая состоится в Нижнем Тагиле 23 – 24 октября 2025 г.


На конференции поднимаются актуальные проблемы, связанные с изучением и возрождением традиционных художественных промыслов не только Урала, но и России в целом. На конференции рассматриваются вопросы, связанные с методикой и практикой преподавания и обучения промыслам, современной системой профессионального художественного и эстетического воспитания, определением роли традиционных художественных промыслов в развитии туризма и различные аспекты художественной жизни.


В 2025 г. исполнится 200 лет со дня основания Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, который задает основные направления развития художественно-промышленного образования в России. 80-летие отмечает Уральский колледж прикладного искусства и дизайна – первое в Нижнем Тагиле профессиональное художественное образовательное учреждение. 190 лет назад в мире минералогии произошло важнейшее открытие. На Урале при разработке Меднорудянского рудника, находящегося в Нижнем Тагиле, была обнаружена глыба малахита огромных размеров, определившая малахитовый бум в камнерезном искусстве. Открытие удалось сделать благодаря усилиям талантливого тагильского инженера, минеролога Ф.И. Швецова, выпускника парижской Горной школы, члена Санкт-Петербургского Императорского минералогического общества, которому в 2025 г. отмечается 220 лет со дня рождения.


В рамках конференции предполагаются следующие направления:

1.     Сохранение, развитие и популяризация народных художественных промыслов.

2.     Русские лаки. История. Традиции. Современное состояние. Мастера.

3.     Отражение темы защиты Отечества в народных художественных промыслах.

4.     Художественные коллекции музеев. Выставки. Открытия.

5.     Художественное образование. Система подготовки кадров и поддержки молодых мастеров.

6.     Художественные промыслы как ресурс развития туризма.



В рамках конференции предполагается проведение:

Круглого стола «Страницы истории камнерезного искусства: уральский малахит и Ф.И. Швецов».

К участию в конференции приглашаются ученые и преподаватели, работники учреждений культуры, центров народного творчества и дополнительного образования, народные мастера и руководители предприятий народных художественных промыслов, студенты вузов и колледжей.


Для участия в конференции необходимо подать заявку по форме (Приложение 1) и представить тексты докладов для публикации до 1 сентября 2025 г.

Материалы (заявки и тексты статей для участия в конференции) присылать на электронную почту: matveevaiyu@mail.ru

Участие в конференции предполагает оплату организационного взноса: участие с условием публикации доклада 500 руб.

В соответствии с правилами РИНЦ необходимо выполнить следующие требования при оформлении статьи:

– объем авторского материала, включающего в себя сведения об авторе, аннотацию, ключевые слова на русском и английском языке должен быть не более 6 страниц;

– текст должен быть набран в текстовом редакторе Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль, межстрочный интервал – 1, абзацный отступ – 1,25 см, поля сверху, снизу ,слева и справа – 2 см; выравнивание по ширине; страницы не нумеруются;

– к тексту доклада могут быть приложены иллюстрации в электронном виде (формат JPG, разрешение не мене е 300 dpi) не более четырех; в тексте иллюстрации обозначаются [Ил. 1]; подписи к иллюстрациям обязательны;

– библиографические ссылки в тексте статьи следует давать в квадратных скобках в соответствии с нумерацией в списке литературы. Список литературы составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 2008. Сноски на литературу указываются в квадратных скобках после цитаты. Сначала указывается номер источника, затем, после запятой, номер страницы [5, с. 34]. Сноски на несколько источников разделяются между собой точкой с запятой.

– пронумерованный список использованной литературы и иных источников, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 2008, приводится в конце доклада;

– на первой странице должны быть указаны:       

  • Индекс УДК

  •  Фамилия,имя,отчество,научное звание,должность,место работы (адрес места работы), e-mail исполнителя на русском языке

  • Название статьи

  • Аннотация

  •  Ключевые слова

  • Фамилия, имя, отчество, научное звание, должность, место работы (адрес места работы), e-mail исполнителя на английском языке

  • Название статьи на английском языке

  • Аннотация на английском языке

  • Ключевые слова на английском языке

 

Оргкомитет оставляет за собой право отклонения заявок, несоответствующих проблематике конференции.

 

Контакты:

Матвеева Ирина Юрьевна, 8-982-650-21-75, e-mail: matveevaiyu@mail.ru
Павленко Людмила Александровна, 8(3435)41-08-36, e-mail: uupi@mghpu.ru
Хоменко Наталья Александровна, 8-909-011-8206, e-mail: 206@museum-nt.ru

 

Пример оформления статьи в сборник:

УДК 745.05+75.023.16

Ю.В. Маслова,

Специалист отдела научно-издательской деятельности,

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, г. Москва, ул. Делегатская, 3.

joli-maslova@yandex.ru

 

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ ХУДОЖНИКОВ ЖОСТОВА С
СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКОЙ ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА

В статье приводится описание существующих форм и орнаментального украшения металлических подносов Жостова. На основании профессиональной терминологии художников, впервые дается классификация форм подносов, которую предлагается интегрировать с научным описанием музейного предмета. Выявлены определенные лакуны в описании – отсутствие имени коваля. Приведены краткие сведения о ковалях и имена орнаментальщиц.

Ключевые слова: Жостово, лаковая роспись, форма подноса, орнамент, коваль, музейное описание.

Y.V. Maslova, 

specialist of the department of scientific and publish in activities, 

All-Russian Museum of Decorative, Applied and Folk Art

Moscow, Delegatskaya St., 3. joli-maslova@yandex.ru


INTEGRATION OF THE TERMINOLOGY OF ZHOSTOVO ARTISTS
WITH THE MODERN PRACTICE OF DESCRIBING A MUSEUM OBJECT

The article describes the existing forms and ornamental decoration of Zhostovo metal trays. Based on the professional terminology of artists, the classification of tray forms is given for the first time, which is proposed to be integrated with the scientific description of the museum object. Certain lacunae in the description are revealed – the absence of the name of the blacksmith of the tray. Brief information about the blacksmiths and the names of the ornamental artist are given.

Keywords: Zhostovo, lacquer painting, tray shape, ornament, forging, museum description.


В книге известного исследователя лаковой росписи Б.И. Коромыслова приводятся названия форм жостовских подносов: круглые, овальные, прямоугольные, с фестончатыми краями [2, с. 5]. При описании нижнетагильских подносов он упоминает овальные, гитаровидные, рокайлевидные (напоминающие раковины) [2, с. 17].



ПРИЛОЖЕНИЕ 1





ЗАЯВКА

на участие в XII Всероссийской научно-практической конференции

«Худояровские чтения»





Фамилия                                                              

                                                                         

Имя

 

Отчество

 

Ученая степень, звание

 

Организация (место работы)

 

Должность

 

Адрес

 

Название доклада (статьи)

 

Форма участия (очное, заочное)

 

Контактные телефоны

 

E-mail