Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Дорожная «Шарманка» машиниста

В 2022 году День железнодорожника отмечается 7 августа.


Железнодорожный транспорт играет огромную роль в транспортной системе России – стране, которая отличается большими расстояниями. Стабильность и качество железнодорожных перевозок людей и грузов являются одним из важнейших факторов эффективного развития всех промышленных отраслей.


Еще в XIX веке, с бурным развитием железных дорог в России, складывалась своя, корпоративная среда, характеризующаяся не только форменной одеждой, но и атрибутами и аксессуарами, которые указывали на принадлежность человека к железнодорожному ведомству и месту в его иерархии, в которой машинист занимал высокое положение.




scale_600.jpg

Рабочие железнодорожники на фоне паровоза. Станция Узловая. 1900-е гг.




Железнодорожники – это особая каста людей, чья профессия связана с романтикой дальнего пути. Верным спутником, как работников железной дороги, так и путешественников является дорожная сумка.


Правда первоначально дорожная сумка не являлась именно сумкой. Дело в том, что не так давно у железнодорожников роль дорожной сумки выполнял сундучок, в который складывали все необходимое.


С появлением в XIX веке Российских железных дорог, сундучок обрёл новое амплуа, став не только полезной вещью, но и статусным атрибутом новой корпоративной общности.
Железнодорожные сундучки или как еще их называли «шарманки» изготовлялись, как правило, из легкого металла – жести, потому что возле огнедышащей паровозной топки деревянный ящик уберечь было труднее.


Название «шарманка» мало подходит для дорожного сундучка, однако оно лучше всего характеризует суть этого предмета. Существуют две версии появления названия "шарманка". Одни утверждают, что железнодорожный сундучок назвали "шарманкой" за сходство с соответствующим музыкальным механизмом по форме. Другие специалисты предполагают, что "шарманка" стала таковой из-за звуковых ассоциаций: содержимое сундучка стучало, бренчало и звенело, словно издавало какую-то мелодию.



scale_600 (1).jpg



Окраска сундучка чаще всего зависела от специализации владельца. Так, пассажирское движение оценивалось как более престижное, машинисты стремились устроиться именно на него и вполне объяснимо их желание чем-то выделиться. Будка паровоза пассажирского состава окрашивалась в зелёный цвет. Значит, и «шарманка» соответственно становилась зеленой. А, «черняшка» была у бригад с «товарняков».


В годы Великой Отечественной войны появилась традиция украшать «шарманку» красной звездой на железнодорожной эмблеме.
Характерная особенность сундучка – наличие небольших вентиляционных отверстий, особого отсека с зажимами – для документов (путевого листа, инструкций, графиков и т.д.). Как правило, в подобных «шарманках» хранили немудреную еду («харчи», «тормозок»), инструменты, небольшие личные вещи.


Со временем жестяные сундучки сменили дорожные саквояжи, небольшие чемоданчики и даже "дипломаты". Сейчас машинисты отправляются в поездки с удобными фирменными сумками РЖД. Но название "шарманка" в лексиконе железнодорожников осталось до сих пор.



Юлия Коновалова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника