Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Нижний Тагил зимой

В последние дни зимы давайте посмотрим, как выглядел Нижний Тагил в эту пору 200 лет назад. 



Нижний Тагил зимой





В коллекции музея-заповедника хранится картина художника П.П. Веденецкого «Вид Нижнего Тагила зимой» (1834 г.)


Главной точкой повествования художник избирает вид на центральную часть поселка. После снегопада и метели наступил тихий и ясный день. Белый искрящийся снег словно укутал поселок. Белесое небо занимает более половины пространства картины. 




Нижний Тагил зимой





Художник с документальной точностью передает расположение и внешний вид каждого строения заводского поселка: от больших деревянных построек на переднем плане, до еле заметных крыш домиков — на заднем. Он буквально перечисляет все главные здания исторического центра, передавая их архитектурные особенности.





Нижний Тагил зимой





Слева фрагментарно изображен крутой холм Лисьей горы со сторожевой башней на вершине; добротные бревенчатые дома, выстроенные ровной линией; двухэтажное здание Горнозаводского управления с портиком, поддерживаемым восемью колоннами; величественный Входо-Иерусалимский собор; провиантские склады; художественное повествование завершают ряды светло-коричневых домов. 

 




Нижний Тагил зимой





Картина полна динамики. Мы видим активное движение по ледяным дорогам Тагильского пруда, конные обозы, двигающиеся в разные стороны, катающихся на деревянной горке жителей поселка, а на переднем плане – женщин с коромыслами, рубящего дрова мужчину, маленького мальчика с санками. 





Нижний Тагил зимой





Искусно прописанные художником на заднем плане силуэты уральских гор подчеркивают величественные масштабы демидовской вотчины. Прорисованные диагональные линии композиции словно подводят зрителя к сердцу заводской империи – железоделательному заводу. Однако самого завода почти не видно, только прозрачные, еле уловимые клубы дыма, которыми П.П. Веденецкий лаконично отмечает его месторасположение, связывает логикой сюжета.


Эта картина стала частью виртуального тура музея-заповедника «Собирая железные караваны», который посвящён индустриальному пейзажу. 


Всего в проекте представлено 15 картин , каждая из них - это познавательное путешествие по уральским заводам Демидовых первой половины XIX в. 


Более подробно познакомиться с проектом можно по этой ссылке:

https://museum-nt.ru/content/visit/portfolio/caravans/