Национальный костюм
В фондах музея-заповедника «Горнозаводской Урал» хранятся уникальные традиционные костюмы разных народностей, проживающих на Урале и в Нижнем Тагиле.
В нашей рубрике «Все по 5» мы расскажем о некоторых предметах из этих костюмов.
Калфак.
Бытовал среди татарок на рубеже XIX-XX вв. Калфак сшит из темно-зеленого бархата, лицевая сторона украшена ручной вышивкой в технике золотного шитья.
Надевался калфак в праздничные дни на прическу, сверху покрывался шалью. Промысел по изготовлению калфаков был организован предпринимателями татарами во 2-ой пол. XIX в. в Казани.
Ичиги.
Национальная обувь татарского народа. Ичиги собираются из кусочков кожи, на которых изображен узор – татарский орнамент, который представляет собой абстрактные изображения. Человек или животное не может быть изображено на одежде, это запрещено в Исламе. Сшиваются элементы узора специальными татарским швом.
Тувыр.
Традиционная марийская мужская рубаха.
Сшита из оранжевой пестряди в мелкую черную клетку, украшена самобытной вышивкой, кумачом, тесьмой. Вышивка (тыр) располагается у грудного разреза и на подоле – это оберег, защищающий человека от болезней, сглаза. Выполнена цветными шерстяными нитками с использованием солярных знаков и свастики. Рубаха дополнительно украшена монетами, бисером, позументом, тесьмой и кружевом, связанным крючком.
Солык.
Традиционный марийский головной платок. Его надевали только на свадьбы и праздники. Солык сшит из двух полотнищ неотбеленного домотканого полотна. Вышивкой украшены две стороны платка и угол между ними. Узор дополняется блестками (чинче), подвесками из бисера и монетами. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивает с изнаночной стороны ткани, а узор получается на лицевой стороне.
Пулай.
Женское праздничное мордовское украшение. Для традиционного женского костюма мордвы (эрзи) характерны многочисленные украшения: нагрудные, наушные, наручные, набедренные. Набедренное украшение пулай – это отрез ткани, украшенный бисером, перламутровыми пуговицами, позументом, кистями, металлическими пайетками и т.д. Надевался пулай поверх рубашки, чуть ниже спины, завязывался на талии лямками.
Ольга Александровна Бастрикова, научный сотрудник музея-заповедника
В нашей рубрике «Все по 5» мы расскажем о некоторых предметах из этих костюмов.
Калфак.
Бытовал среди татарок на рубеже XIX-XX вв. Калфак сшит из темно-зеленого бархата, лицевая сторона украшена ручной вышивкой в технике золотного шитья.
Надевался калфак в праздничные дни на прическу, сверху покрывался шалью. Промысел по изготовлению калфаков был организован предпринимателями татарами во 2-ой пол. XIX в. в Казани.
Ичиги.
Национальная обувь татарского народа. Ичиги собираются из кусочков кожи, на которых изображен узор – татарский орнамент, который представляет собой абстрактные изображения. Человек или животное не может быть изображено на одежде, это запрещено в Исламе. Сшиваются элементы узора специальными татарским швом.
Тувыр.
Традиционная марийская мужская рубаха.
Сшита из оранжевой пестряди в мелкую черную клетку, украшена самобытной вышивкой, кумачом, тесьмой. Вышивка (тыр) располагается у грудного разреза и на подоле – это оберег, защищающий человека от болезней, сглаза. Выполнена цветными шерстяными нитками с использованием солярных знаков и свастики. Рубаха дополнительно украшена монетами, бисером, позументом, тесьмой и кружевом, связанным крючком.
Солык.
Традиционный марийский головной платок. Его надевали только на свадьбы и праздники. Солык сшит из двух полотнищ неотбеленного домотканого полотна. Вышивкой украшены две стороны платка и угол между ними. Узор дополняется блестками (чинче), подвесками из бисера и монетами. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивает с изнаночной стороны ткани, а узор получается на лицевой стороне.
Пулай.
Женское праздничное мордовское украшение. Для традиционного женского костюма мордвы (эрзи) характерны многочисленные украшения: нагрудные, наушные, наручные, набедренные. Набедренное украшение пулай – это отрез ткани, украшенный бисером, перламутровыми пуговицами, позументом, кистями, металлическими пайетками и т.д. Надевался пулай поверх рубашки, чуть ниже спины, завязывался на талии лямками.
Ольга Александровна Бастрикова, научный сотрудник музея-заповедника