Торговая сеть Нижнего Тагила 1959-1983 гг.
В период с 1959 по 1983 год происходят кардинальные изменения в жизни советского человека. Закончено послевоенное восстановление страны. С увеличением жилищного фонда множество семей переезжает из коммунального жилья и общежитий в собственные квартиры. Постепенно растет покупательная способность населения, что отражается на торговой сети государства и Нижний Тагил не становится исключением.
Отчетная документация 1965 года отображает количественные и качественные изменения в торговой сети города. За шесть лет общее число магазинов возросло с 414 до 475, а количество персонала увеличилось с 1390 до 1872 человек.
Данный показатель отображает изменения в обществе. На фоне общего роста населения города происходит увеличение покупательной способности тагильчан. Государство методично продолжает увеличивать торговую сеть.
До 1971 года отслеживается планомерное увеличение количества торговых точек. Напомним, что в 1965 году в Нижнем Тагиле действовали 475 магазинов. В 1967 году – 482, а в 1971 году уже 510 на 40 тысяч человек.
Это экстенсивное развитие торговой сети за счет открытия новых магазинов помогало решить проблему обеспечения населения всем необходимым, но усложняло логистику снабжения увеличивающегося числа небольших торговых точек.
С 1971 года начинается интенсивное развитие торговой сети за счет увеличения площадей уже имеющихся магазинов путем расширения или переезда в новые помещения. Так в 1972 году количество магазинов уменьшилось на 14 и составило 496 торговых точек. В следующем, 1973 году, снова увеличилось до 499 и начало постепенно сокращаться. В 1974 году число магазинов резко упало до 432. Однако торговая площадь в этот год хоть и незначительно, но выросла с 58587 кв.м до 58888.
В период с 1975 по 1979года торговая сеть Нижнего Тагила развивалась сугубо за счет увеличения торговой площади в среднем за год на 2 тысячи кв.м. По данным на 1979 год, она достигла 66136 кв.м при количестве магазинов в разные годы от 440 до 442.
В 1983 году, последнем за который удалось найти отчеты в Нижнетагильском городском историческом архиве Нижнего Тагила, количество магазинов торговой сети составило 339 с общей торговой площадью 69586 кв.м. В итоге за 10 лет отношение торговой площади к населению города увеличилось со 151 до 171 кв.м на 1000 человек. Одновременно с этим общее число торговых точек уменьшилось с 499 до 339.
При этом некоторые торговые отрасли были довольно статичны. Ярчайшим примером может служить сеть книжных магазинов, насчитывающая в своем составе 15 торговых точек начиная с 1970 года. При этом увеличение торговой площади практически не происходило. За 13 лет площадь магазинов для торговли книгами в Нижнем Тагиле увеличилась на 39 кв.м и составила в 1983 году 2367 кв.м.
Другая ситуация сложилась с единственным ювелирным магазином Нижнего Тагила. В документации он начинает фигурировать с 1965 года и в неизменном виде существует вплоть до 1974 года, когда его площадь увеличивается на 200 кв.м и составляет 281 кв.м. В 1978 году разрастается еще на 20 кв.м. Более того, в отчете за этот год в сводной таблице под общим названием «Ювелирторг» в скобках добавлена пометка «Малахит». И уже в следующем обнаруженном отчете за 1983 год в таблице вписано только собственное название магазина «Малахит».
Торговая сеть города претерпевала постоянные изменения на протяжении всего рассмотренного периода. Она методически расширялась, однако на фоне роста благосостояния населения и покупательной способности горожан оставалась не гибкой, что прежде всего связано с особенностью командной экономики.
Алексей Сергеевич Чеченин, научный сотрудник музея-заповедника
Отчетная документация 1965 года отображает количественные и качественные изменения в торговой сети города. За шесть лет общее число магазинов возросло с 414 до 475, а количество персонала увеличилось с 1390 до 1872 человек.
Данный показатель отображает изменения в обществе. На фоне общего роста населения города происходит увеличение покупательной способности тагильчан. Государство методично продолжает увеличивать торговую сеть.
До 1971 года отслеживается планомерное увеличение количества торговых точек. Напомним, что в 1965 году в Нижнем Тагиле действовали 475 магазинов. В 1967 году – 482, а в 1971 году уже 510 на 40 тысяч человек.
Это экстенсивное развитие торговой сети за счет открытия новых магазинов помогало решить проблему обеспечения населения всем необходимым, но усложняло логистику снабжения увеличивающегося числа небольших торговых точек.
С 1971 года начинается интенсивное развитие торговой сети за счет увеличения площадей уже имеющихся магазинов путем расширения или переезда в новые помещения. Так в 1972 году количество магазинов уменьшилось на 14 и составило 496 торговых точек. В следующем, 1973 году, снова увеличилось до 499 и начало постепенно сокращаться. В 1974 году число магазинов резко упало до 432. Однако торговая площадь в этот год хоть и незначительно, но выросла с 58587 кв.м до 58888.
В период с 1975 по 1979года торговая сеть Нижнего Тагила развивалась сугубо за счет увеличения торговой площади в среднем за год на 2 тысячи кв.м. По данным на 1979 год, она достигла 66136 кв.м при количестве магазинов в разные годы от 440 до 442.
В 1983 году, последнем за который удалось найти отчеты в Нижнетагильском городском историческом архиве Нижнего Тагила, количество магазинов торговой сети составило 339 с общей торговой площадью 69586 кв.м. В итоге за 10 лет отношение торговой площади к населению города увеличилось со 151 до 171 кв.м на 1000 человек. Одновременно с этим общее число торговых точек уменьшилось с 499 до 339.
При этом некоторые торговые отрасли были довольно статичны. Ярчайшим примером может служить сеть книжных магазинов, насчитывающая в своем составе 15 торговых точек начиная с 1970 года. При этом увеличение торговой площади практически не происходило. За 13 лет площадь магазинов для торговли книгами в Нижнем Тагиле увеличилась на 39 кв.м и составила в 1983 году 2367 кв.м.
Другая ситуация сложилась с единственным ювелирным магазином Нижнего Тагила. В документации он начинает фигурировать с 1965 года и в неизменном виде существует вплоть до 1974 года, когда его площадь увеличивается на 200 кв.м и составляет 281 кв.м. В 1978 году разрастается еще на 20 кв.м. Более того, в отчете за этот год в сводной таблице под общим названием «Ювелирторг» в скобках добавлена пометка «Малахит». И уже в следующем обнаруженном отчете за 1983 год в таблице вписано только собственное название магазина «Малахит».
Торговая сеть города претерпевала постоянные изменения на протяжении всего рассмотренного периода. Она методически расширялась, однако на фоне роста благосостояния населения и покупательной способности горожан оставалась не гибкой, что прежде всего связано с особенностью командной экономики.
Алексей Сергеевич Чеченин, научный сотрудник музея-заповедника